Существует несколько подходов к пониманию психотерапии:
Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.
В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.
Некоторые авторы выделяют медицинскую и немедицинскую модели психотерапии.
Медицинская модель рассматривает психотерапию как лечение человека с помощью психологических средств воздействия. Здесь чаще речь идет о неврозах, в основе которых лежат психологические причины. В других случаях психотерапия используется как вспомогательный метод (например, при лечении психозов, где центральное место отводится биологическим методам). Немедицинская модель психотерапии предполагает оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, в случае потребности субъекта улучшить качество собственной жизни.
Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.
От понятия "психотерапия" нужно отличать понятия "психологическое консультирование" и "психологическая коррекция".
Психологическое консультирование - это предоставление человеку информации о его психологическом состоянии: о причинах, механизмах появления психологических феноменов или психопатологического синдрома. Это проведение активного целенаправленного психологического воздействия на клиента для гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Благодаря консультированию стало возможным проведение анализа психологического состояния клиента с проведением психологической диагностики. Психолог предоставляет клиенту объективные данные и дает научную интерпретацию полученных данных, которые должны способствовать решению клиентом общежитейских проблем, способствовать личностному росту клиента.
Психологическая коррекция - это исправление тех особенностей личности, психологического развития клиента, которые не являются для него оптимальными. Цель коррекции - выработка и овладение навыками активной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психологической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Методы психологической коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог.
Основные формы психотерапии
1. Индивидуальная психотерапияПсихотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации.
По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.
2. Групповая психотерапия
Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:
- Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.
- Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).
- Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.
- Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.
- Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.
- Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.
- Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.
- Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.
- Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.
- Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.
Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.
Признаки гармоничной семьи:
- Все члены семьи общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. В здоровой семье открыто проявляются как положительные, так и отрицательные эмоции.
- Ответственность и обязанности разделяются между всеми членами семьи.
- Члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределять и выполнять обязанности другого члена семьи в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
- Каждый член семьи верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
- Семья учит уважать других людей, их различия во вкусах.
- Члены семьи обладают общей системой ценностей, знают свои права.
- Существуют семейные традиции, дети знают своих предков.
- Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
- Уделяется внимание духовной жизни, развлечениям.
- Поощряется совместный прием пищи, альтруизм.
- Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.
Основные направления в психотерапии
- Динамическое направление. Психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга, индивидуальная психология Адлера.
- Когнитивно-поведенческое направление. Поведенческая терапия, когнитивная терапия (Эллис, Бек), рационально-эмоциональная терапия (Эллис), НЛП (Гриндер, Бендлер).
- Экзистенциально-гуманистическое направление. Экзистенциальная терапия, логотерапия (Франкл), клиент-центрированная терапия (Роджерс), гештальттерапия (Перлз).
- Суггестивная терапия.
- Трансактный анализ.
- Телесно-ориентированная терапия.
- Арттерапия.
- Кризисная терапия.