Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психотерапии, и в психокоррекционной работе. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Спектр проблем психологического консультирования очень широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.д. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Принципы психологического консультирования (по Ю. Алешиной)
- Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
Клиент должен чувствовать себя комфортно и спокойно, психолог должен уметь внимательно слушать, оказывать необходимую поддержку, не осуждать. - Ориентация на нормы и ценности клиента.
- Запрет давать советы.
Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Психолог не должен брать на себя ответственность за происходящее в жизни клиента. - Анонимность.
- Разграничение личных и профессиональных отношений.
Для эффективной работы необходимо сохранять объективную и отстраненную терапевтическую позицию. - Включенность клиента в процесс консультирования.
Клиенту все должно быть понятно и интересно.