Тревожность
Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в патологии. Тревожность предупреждает нас об опасности, угрозе. В отличие от страха, тревожность представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Тревожности свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. Проявляется тревожность как на психическом (неосознаваемые опасения), так и на соматическом уровне: это могут быть кожные раздражения, реакции сердечно-сосудистой системы (учащение сердечного ритма, повышение давления), реакция пищеварительного тракта (сухость во рту, неприятный привкус, понос, запор, анорексия и др.), реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция), уро-генитальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция), потоотделение, покраснение, головные боли. Продолжительная тревожность вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности нередко "маскируется" жалобами соматического характера. Такие люди, как правило, вначале попадают не к психологу или психотерапевту, а к врачу общей практики.
Каждый из нас испытывает тревожность, особенно в стрессовой ситуации. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они преодолевают. Если тревожность представляет собой мучительное, непроходящее состояние, сопровождающееся неприятными физическими ощущениями, стоит обратиться к специалисту. Человек может чувствовать, что с ним происходит что-то неладное, но не может конкретизировать свое недомогание. Он не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. Иногда это состояние проходит само собой, но чаще обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий - от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, почесывания до переедания, пьянства, курения, навязчивой потребности покупать вещи - может означать тревожность.
Также нередко тревожность скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность, многоречивость могут выступать в качестве реакции на ситуации, вызывающие тревогу. Иногда реакции могут быть прямо противоположными: холодность, скованность, неразговорчивость.
Страх
Страх очень близок к тревожности. Он но всегда связан с каким-то объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх охраняет нас от многих опасностей. Без него мы были бы легко уязвимы.
Можно выделить два вида страха: нормальный (естественная реакция) и патологический (фобия). Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов: боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.д. Определенная доля нормального страха может в этом случае оказаться целительной.
В основе патологического страха лежит глубоко скрытая тревожность. В отличие от тревожности, страх поддается контролю, поэтому является более приемлемым переживанием. Распространенный способ избегания тревоги и страха - занятие самолечением. Такие клиенты покупают медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся испробовать все возможные методы лечения, но избегают обращения к собственным внутренним проблемам и конфликтам.
Агрессия
Злость не является чем-то патологичным или необычным. Каждый изредка сердится, или способен разозлиться. Нет такой жизненной ситуации, в которой не могли бы появиться чувство злобы, злая мысль или действие. Некоторые совершаемые в жизни дела также, хоть в малой степени, мотивированы злобой. Враждебность имеет свой смысл - она является средством защиты, причем значительно действеннее, чем страх. Иначе говоря, злость является не только сигналом, предупреждающим об опасности, но и чувством, обусловливающим самозащиту. Она порождает агрессию.
Причины озлобленности каждого человека скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость "исторична", т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный "стиль враждебности", т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни люди сердятся, когда с ними разговаривают повелительным тоном, другие - когда задают много личных вопросов и им это кажется любопытством, третьи - когда ясно и точно не указывают, что нужно делать. Эти различия обусловлены своеобразием жизненного опыта.
Причины неудовлетворенности у человека могут быть простыми. Надо помнить, что они, как правило, существуют. Иногда злость скрывает тревожность.
Чувство вины
Практически всем людям знакомо чувство вины. Это такое же естественное переживание человека, как тревожность, одиночество и свобода. Чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть. Вина возникает при нарушении человеком значимых норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга. Переживание вины происходит в ситуациях, в которых человек отказывается от необходимой личной ответственности. Быть виноватым, значит быть "ответственным за".
Различают истинную, невротическую и экзистенциальную вину.
Истинная вина возникает в случае совершенных проступков. В этом случае возможна и необходима возможная расплата.
Невротическая вина возникает из-за воображаемых проступков или нарушения запретов. Для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность. Это помогает человеку как бы оправдаться перед собой и другими, но он не старается избавиться от этого чувства. Иногда в переживании вины появляется своеобразная демонстративность. Одна из причин возникновения невротической вины - страх осуждения. Поэтому чувство вины может быть способом психологической защиты от страха. За фасадом вины увеличивается чувство безопасности, а окружающие провоцируются на заверения в его невиновности. Кроме того, чувство вины дает основание считать себя моральным и добросовестным. Тенденция к самообвинению также ограждает от необходимости изменяться. Чувство вины уменьшает угрозу обвинения со стороны других: иногда безопаснее заранее принять вину на себя.
Экзистенциальной вины нельзя избежать, потому важно ее осознавать. Она помогает воспитывать человечность и чуткость в отношениях с другими, побуждает творчески реализовывать свои возможности. Р.Мей выделил три источника экзистенциальной вины:
-
Вина вследствие недостаточной самореализации.
Мы никогда не способны реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, мы обязаны отклонить другие - они так и остаются нереализованными. -
Вина вследствие ограниченности связей с близкими людьми.
Мы никогда в полной мере не понимаем своих близких и их потребности, и в силу неизбежного индивидуализма "обречены" видеть других сквозь призму собственной личности. -
Вина вследствие утраты связи с Абсолютом.
Мы представляем собой часть божественного плана и никогда не сможем его понять.
Вина может автоматически переходить в стыд.
Стыд
Стыд является социальным чувством. Он возникает, когда появляется социум - т.е. третий человек. Стыд всегда связан с другими людьми. Это оформление слова "нельзя" - все, что запрещается, останавливается может вызвать стыд. Стыд связан с существованием, а вина - с действием.